Главная написать админу

Интересное

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

5-03-2010, 11:43 Для поездки в грецию http://greecetrip.ru/ российским гражданам нужна виза.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1. Истоки древнегреческой культуры. Крито-микенская культура.
2. Периодизация античной полисной цивилизации и культуры. Характеристика
древнегреческой культуры.
3. Культура Греции в период архаики.
4. Классическая культура древней Греции.
5. Культура эллинизма.
6. Значение древнегреческой культуры, ее влияние на культуру украинского
народа.
Античная культура (культура древней Греции и Рима), являясь особым ти-
пом культуры древних цивилизаций, сформировалась на Балканском и Апе-
ниннском полуостровах и стала колыбелью европейской цивилизации и куль-
туры.
-18-
Приступая к изучению первого вопроса, следует отметить, что цивилизация
в Греции зарождалась дважды: в Ш тыс. до н.э. и вторично в I тыс. до н.э. Меж-
ду этими двумя эпохами, которые принято называть эпохой крито-микенской,
дворцовой цивилизации и эпохой античной полисной цивилизации, существо-
вал значительный разрыв во времени - более 3-х с половиной веков. В основе
раннегреческой культуры лежит культура крито-микенской цивилизации. Осо-
бенность этой культуры заключается в ее тесной связи и взаимодействии с
культурами цивилизаций древнего Востока. Раннегреческая культура склады-
валась и развивалась в двух регионах - на Балканском полуострове и острове
Крит, что обусловило не только общность черт критской, "дворцовой" цивили-
зации и ахейской Греции, но и их отличия. Сходство социально-экономических
условий развития материковой Греции и о-ва Крит стало основой формирова-
ния таких черт раннегреческой культуры, как единство стиля, определенная
традиционность, гуманистический характер. Исторические судьбы этих двух
регионов были, однако, различны, что определило специфические особенности
культур ахейской Греции и о-ва Крит, наиболее ярко проявившиеся в постройке
дворцов, а также в известной зависимости культуры ахейцев от критской куль-
туры.
К концу II тыс. до н.э. крито-микенская цивилизация приходит в упадок,
причины которого до конца неясны, хотя одной из причин послужило, безус-
ловно, вторжение в Грецию северных народов, в частности, племен греко-
дорийцев, стоявших на более низкой ступени культурного развития и вытес-
нивших с Балканского полуострова ахейское население. Следующий этап в ис-
тории древней Греции, т.н. "темные века" или субмикенский период, отличи-
тельными чертами которого были низкий уровень развития материальной куль-
туры и разрыв с культурными традициями предшествующей эпохи, тем не ме-
нее важен, поскольку именно в эти 3 с лишним столетия (с XII по IX вв. до н.э.)
сложились предпосылки формирования античной полисной цивилизации.
Переходя ко второму вопросу, необходимо подчеркнуть, что античная по-
лисная цивилизация подразделяется на 3 этапа: архаический (VIII-VI вв. до
н.э.), классический (рубеж VI-V вв. до н.э. - 338 г. до н. э.) и эллинистический
(338 г. до н.э. - I в. до н.э.). Важнейшими критериями такой периодизации яв-
ляются уровень развития античной демократии и других феноменов древнегре-
ческой культуры, становление полисов и развитых форм рабства, эволюция
греческого права, обусловленная борьбой аристократии и демоса, изменение
социально-политической структуры общества, становление и развитие филосо-
фии, научных знаний и др. Выяснив вкратце, в чем заключаются особенности
каждого этапа греческой полисной цивилизации, следует перейти к характери-
стике греческой культуры, основных ее принципов, присущих греческой циви-
лизации во все периоды ее развития. Специфическими чертами древнегрече-
ской культуры являются ее многогранный характер, демократичность и гума-
низм, антропоцентризм, поставивший человека в центр мироздания как вопло-
щение всего сущего, рациональное миропонимание и в то же время эмоцио-
нально-эстетическое восприятие мира, соревновательность, пронизывающая
-19-
собой весь уклад жизни полиса и нашедшая свое воплощение в духовной куль-
туре Греции.
Третий вопрос семинарского занятия предполагает подробную харак-
теристику древнегреческой культуры периода архаики. Это было время интен-
сивного развития античного общества, в этот период сформировались важ-
нейшие элементы культуры, определившие характер технической основы ан-
тичного общества и придавшие ему определенную специфику по сравнению с
другими древними цивилизациями. Это период становления демократического
полиса как особой формы общины, в основе которой лежала античная форма
собственности: единство государственного и частного принципов собственно-
сти. С периодом архаики связано становление греческой аристократии и борьба
против нее демоса за расширение своих гражданских прав, в результате кото-
рой была проведена серия политических реформ, нашедшая отражение в разви-
тии греческого права. Достижением греческой культуры эпохи архаики стало
создание алфавитного письма. Это обстоятельство оказало огромное влияние на
развитие всех сфер духовной культуры Греции. Отдельного рассмотрения зас-
луживают мифологические представления древних греков о мире, а также во-
прос о возникновении философии как нового, отличного от мифологического,
типа мировоззрения. Становление и развитие философии в этот период связано
с именами милетских философов (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена), Пифа-
гора, Гераклита, которые стремились осмыслить проблему возникновения и
сущности мира.
На архаический период приходится становление ордерной архитектуры
(дорический, ионический, коринфский ордера), формирование и развитие спе-
цифики греческой скульптуры и искусства вазописи. Тогда же возникают театр
и Олимпийские игры, развиваются такие жанры литературы, как эпос и лириче-
ская поэзия. При рассмотрении древнегреческой литературы и искусства необ-
ходимо показать, каким образом они отражали явления и события обществен-
но-политической жизни древней Греции.
В четвертом вопросе семинарского занятия рассматривается культура "клас-
сической" Греции. Это период наивысшего расцвета Афинской демократии,
связанный с именем Перикла. Расцвет демократии обусловил расцвет древне-
греческой духовной культуры, создание выдающихся произведений литературы
и искусства, философских теорий, послуживших образцами для следующих по-
колений. В этот период жили и творили такие выдающиеся скульпторы, как
Фидий, Мирон, Поликлет, тогда же был создан величественный ансамбль
Афинского Акрополя как памятник победы греческой демократии над мировой
Ахеменидской державой. В эпоху классики на смену прежним жанрам литера-
туры (эпосу и лирике) приходят трагедия и комедия, в которых сквозь призму
мифологических представлений отразились события того времени. Развитие
древнегреческой философии связано с именами Сократа, Платона, Аристотеля,
Демокрита, стремившихся осмыслить не только проблемы мира как целого, но
и место человека в нем. Геродот и Фукидид положили начало формированию
истории как науки.
- 2 0 -
Подводя итог рассмотрению четвертого вопроса, необходимо отметить, что
в 1У в. до н.э. проявляются кризисные явления в развитии греческой полисной
системы, обусловленные как внутренними, так и внешними противоречиями,
что в конечном итоге привело к подчинению греческого мира державе Алек-
сандра Македонского, упадку греческих полисов и наступлению нового этапа в
развитии древнегреческой цивилизации и культуры - эпохе эллинизма.
Эллинистический этап в истории древнегреческой культуры характе-
ризуется изменением социально-политической организации греческого мира,
хозяйственно-экономического уклада, что нашло отражение в духовной куль-
туре. Усилившееся взаимовлияние греческой и восточных культур было обу-
словлено более тесными связями греческого мира и других эллинистических
государств, возникших в результате распада державы Александра Македонско-
го.
Новая социально-политическая ситуация стимулировала рост знаний и но-
вые технические достижения, которые нашли отражение не только в строитель-
стве новых городов, крупных сооружений, но также и в специальных сочинени-
ях по архитектуре и строительству. Обмен опытом греческого и негреческого
населения обогащал традиции культуры классической эпохи, которые были до-
минирующими. В эллинистический период наблюдается значительный про-
гресс науки, в особенности в области математики, астрономии, ботаники, гео-
графии, медицины. В области математических знаний наиболее известны имена
Евклида, Аполлония, Архимеда Сиракузского. Ученик Аристотеля Теофраст
создал "Историю растений", в которой систематизировал накопленные к началу
III в. до н.э. знания в области ботаники. В эпоху эллинизма в литературе наряду
с традиционными жанрами появляются новые: филологические сочинения,
словари, биографии. Особой популярностью среди широких слоев населения
стали пользоваться т.н. "комедия нравов" и мим. Особенности литературы эл-
линистической эпохи связаны с ее сюжетами, которые ограничиваются интере-
сами, моралью и бытом узкой социальной группы, а не общества в целом. Об-
разы, темы и настроения художественной литературы находят параллели и в
изобразительном искусстве.
В исторических и философских сочинениях этого периода раскрывается
отношение человека к обществу, политическим и социальным проблемам сво-
его времени. Ощущение неустойчивости статуса человека в новых об-
щественных условиях выразилось в переносе акцента с вопросов о сущности
бытия на проблемы человека как личности, его счастья, смысла бытия. Эти
проблемы развивались представителями таких направлений в эллинистической
философии, как эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и др.
Новая социально-политическая обстановка нашла свое отражение и в рели-
гии, характерной чертой которой является синкретизм и в которой значитель-
ную роль играет восточное наследие.
В последнем вопросе занятия следует остановиться на проблеме значения и
места древнегреческой культуры в истории мировой культуры. Греческая
культура получила широкое распространение на периферии эллинистического
-21-
мира и оказала огромное влияние на развитие римской культуры, а также на
культуру других народов древности и Средневековья. Специального рассмот-
рения заслуживает вопрос о влиянии греческой культуры на культуру украин-
ского народа.


Понравилась статья - КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, читайте также:

Добавление комментария

Ваше Имя:

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера