Главная написать админу

Интересное

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

5-03-2010, 11:44 Спальни,спальные гарнитуры - мебель для спален купить. Интернет магазин матрасов.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
1. Истоки древнеримской культуры. Влияние культуры этрусков на культуру Рима.
2. Периодизация истории и культуры Рима. Характеристика древнеримской культуры.
3. Культура "царского" Рима.
4. Достижения древнеримской культуры в эпоху республики. Римское право.
5. Культура императорского Рима. Эпоха Августа.
6. Возникновение христианства и кризис античной культуры. Распад Римской империи.
Целью семинарского занятия является рассмотрение логики развития древнеримской цивилизации и культуры, анализ ее особенностей, определивших
самобытность и место культуры Рима в мировом культурном процессе. Вопрос о самостоятельности римской культуры долгое время был предметом обсуждения в науке. Известные культурологи О. Шпенглер и А. Тойнби рассматривали римскую культуру лишь как завершающую стадию единой античной цивилизации, примитивную копию греческой культуры. Существует и другая точка зрения, согласно которой римская культура, несмотря на ее сходство с греческой, была самобытной и оригинальной, поскольку в ее основе лежала определенная система ценностей, сложившаяся в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического развития.
Первый вопрос занятия посвящен проблеме истоков древнеримской культуры. Древний Рим не имел единой этнической или культурной общности. Его культура складывалась на основе культур древних племен и народов, живших на Апеннинском п-ове (этрусков, италиков), а также под влиянием греческой культуры. Греческие влияния издавна проникали в Рим через греческие города юга Италии, а впоследствии непосредственно из Греции и Малой Азии. Однако римляне воспринимали лишь то, что не противоречило их собственной системе ценностей, и в соответствии с нею перерабатывали достижения греческой культуры и культур других народов. Италийское влияние на культуру римлян прослеживается в древнеримских преданиях.
Особое внимание при рассмотрении первого вопроса следует уделить культуре этрусков, поскольку она наложила заметный отпечаток на римскую культуру, особенно в ранний период ее развития. Этрусская цивилизация достигла наивысшего расцвета к VIII в. до н.э. Она носила по преимуществу городской характер. Этрусское общество было замкнутым и консервативным. Оно строго охраняло свои обычаи и традиции. Этруски были ревностными почитателями богов, поклонялись они и душам умерших предков. Религиозное влияние этру-23сков сказалось в ранней религии римлян. Это касается также бытовых и праздничных обычаев и традиций. У этрусков римляне заимствовали ремесленную и строительную технику, в частности, систему арочного и сводчатого перекрытия, являющуюся выдающимся достижением этрусской архитектуры, а также реалистические традиции этрусского искусства. Этрусское искусство было порождением практической, будничной жизни и носило глубоко натуралистический характер.
Оно явилось первоисточником антиклассического течения, которое широко развилось в римском искусстве, проникло в средневековье.
Во втором вопросе семинарского занятия рассматривается периодизация древнеримской цивилизации и культуры. Историю древнего Рима принято делить на 3 этапа: «царский» (753-510 гг. до н.э.), республиканский (510-31 гг. до н.э.) и императорский (31 г. до н.э. - 476 г. н.э.) Основным критерием данной периодизации является изменение социально-политических условий развития римской культуры, смена форм правления, что повлияло на все сферы культуры римлян. Кратко охарактеризовав основные периоды древнеримской истории, следует проанализировать особенности римской культуры, определившие ее специфику и самоценность. Важнейшими чертами римской культуры являются традиционализм и динамизм. Сложное, переменчивое соотношение этих противостоящих друг другу начал и их взаимодействие обусловили жизнеспособность римской культуры и ее значение для дальнейшего культурного развития Европы. Еще одна особенность римской культуры - идея "исключительности" Рима, его особой судьбы, проходящая красной нитью через всю его историю, предопределила развитие древнеримской цивилизации. Это нашло выражение не только в создании мировой державы, но и в трудах древнеримских историков и литераторов, в искусстве. Говоря о римском искусстве, следует подчеркнуть его прагматический характер, обусловленный особенностями исторического развития Рима и местом искусства в структуре римской культуры.
Рассматривая третий вопрос семинарского занятия, необходимо отметить, что до недавнего времени история раннего Рима не считалась вполне достоверной, поскольку сведения о ней сохранились в более поздних сочинениях античных авторов, однако научные исследования последних десятилетий подтвердили реальность многих событий того времени.
Так, согласно преданию, Рим был основан в 753 г. до н.э., и археологи датируют первые поселения на Палатине УШ в. до н.э. С "царским" периодом в римской истории связаны наиболее важные установления в жизни Рима: учреждение сената и народных собраний (центуриатных комиций), формирование религиозных и мифологических представлений, введение основных законов, появление письменности. В этот период родовая организация уступает место территориальной, складываются отношения патроната и клиентеллы. Рим из небольшого селения превращается в многолюдный город, укрепленный мощной стеной, с мощеными улицами, храмами и домами на каменном фундаменте, в город, который становится гегемоном Латинского союза. При последнем римском царе Тарквинии был воздвигнут храм Юпитера на Капитолии, соору-24жался цирк. Борьба между патрициями и плебеями вызвала необходимость реформ, которые проводили последние римские цари Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Это вызвало недовольство патрициев их деятельностью и привело к замене монархии аристократической республикой.
В эпоху республики раннее римское государство, построенное на патрицианско-плебейской основе, приобрело основные черты полиса. Складывается гражданская община, античная форма собственности, отличительной чертой которой была ее двуединость, т.е. наличие общенародной и частной собственности на землю. Следует, однако, подчеркнуть, что римская республика отличалась от греческого полиса, хотя они имели сходство многих черт базиса, что создавало благоприятные условия для воздействия греческой культуры на римскую. Рим отличался от греческого полиса прежде всего ярко выраженным военным характером, что в значительной степени определило его организацию и уклад жизни, историю и идеологию, а также различие в системе ценностей греческой и римской культур. Это обстоятельство, в свою очередь, обусловило особое место в структуре древнеримской культуры таких ее компонентов, как исторические сочинения, политико-философские учения, право, призванные обосновать особую миссию Рима в мировой истории.
На рубеже IV и III вв. до н.э. в социокультурной жизни Рима, как и в политической, особое значение приобрела идеология "славы", понимавшейся как общественное признание заслуг граждан перед Римом. Победы Рима, доблесть его воинов прославлялись в сочинениях Квинта Энния (поэма "Анналы"), Гая Саллюстия Криспа, в знаменитых "Записках" Цезаря. Центральной фигурой поздней республики был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), прославившийся не только как оратор, но и как писатель, философ. Современниками Цицерона были поэты Гай Валерий Катулл и Тит Лукреций Кар, изложивший в дидактической поэме "О природе вещей" идеи атомистического материализма.
Особого развития достигло римское право, структура и своеобразие которого заслуживают специального рассмотрения. Основой римского права были Законы ХП таблиц, в своей дальнейшей эволюции оно детализировалось, что отвечало реальным потребностям общественного развития.
Важнейшим рубежом в истории Рима стало установление империи. Это привело к изменениям в социально-политической системе общества: гражданин Римской республики стал подданным империи. Развитие социальных структур повлекло за собой эволюцию системы ценностей римлян и изменения в структуре духовной культуры. Чувство отчужденности, утраты свободы заставляло римлян искать ответы на вопросы о смысле бытия, человеческого счастья в религии и философии. Римская религия уже не отвечала этим потребностям, поэтому в поисках решения этих проблем римляне все чаще обращаются к культам восточных божеств и традициям других религий. Из философских направлений эллинистической философии наиболее распространенным был стоицизм, который рассматривал в качестве основных принципов бытия спокойное отношение к миру, подчинение воле божества и исполнение нравственного долга.
Представителями стоицизма были Луций Анней Сенека и император Марк Ав- 2 5 релий.
Создание огромной империи способствовало обмену накопленным опытом и знаниями и стимулировало развитие науки, в особенности географии, истории, медицины, а также технических знаний. Стремление римлян к систематизации накопленных знаний реализовалось в создании энциклопедических трудов Плиния Старшего, Витрувия и других авторов.
На эпоху Августа приходится наивысший расцвет римской литературы.
Выдающимися поэтами "золотого века" были Вергилий, Гораций, Овидий, прославлявшие в своих произведениях не только Рим и императора, но и простые человеческие чувства. Особое место в римской литературе по-прежнему занимал исторический жанр, главной темой которого была история Рима ("Римская история" Тита Ливия, "История", "Анналы" Тацита), Общекультурные изменения отразились и на искусстве. История монументального развития древнего Рима восходит к крупным строительным начинаниям времен Суллы и Цезаря и достигает наибольшего размаха в эпоху империи. Строятся величественные храмы, архитектурные ансамбли форумов, роскошные императорские дворцы. Особое место в архитектуре занимает строительство общественных зданий, предназначенных для зрелищных мероприятий и приятного времяпрепровождения (Колизей, термы, палестры). С установлением императорского культа в скульптуре постепенно утрачивается реализм. В целом для римского искусства характерны практичность и целесообразность, а в императорскую эпоху оно приобретает выраженный идеологический характер.
Последний вопрос семинарского занятия посвящен проблеме возникновения христианства и его роли в развитии римской цивилизации и культуры.
Христианство возникло в I в. и нашло приверженцев в среде средиземноморской диаспоры, однако вскоре приобрело популярность и в других владениях Римской державы, а в IV столетии стало официальной религией Рима. Студентам при рассмотрении этого вопроса необходимо выяснить, каким образом распространение христианства связано с кризисом античной культуры, и в частности, римской и его значения для дальнейшего развития европейской цивилизации. Кроме того, следует рассмотреть причины распада Римской империи и его последствия.


Понравилась статья - КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА, читайте также:

  • Понятие культурного прогресса и его критерии
  • КУЛЬТУРА XX века.
  • КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  • КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
  • КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  • КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ
Добавление комментария

Ваше Имя:

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера