Главная написать админу

Интересное

Духовная культура Древней Греции (философия, наука, искусство) и её мировое значение

25-05-2012, 03:49 вакансия педагог по танцам
Философия. В эпоху архаики большую роль в жизни греческих полисов играют мудрецы. Именно к этому времени относят легенды деятельность семи мудрецов, в число которых включали обычно Фалеса, Солона, Бианта, Питтака, Клеобула, Периандра и Хило- на. Им приписывались знаменитые афоризмы: «Познай самого себя», «Ничего слишком», «Трудно оставаться добродетельным» и др. В этот период рождается рационализм, который, однако, не порывает с представлениями о связи человека с богами. Греческая культура вступила на путь рационалистического мышления, чему способствовал целый ряд исторических условий.
В Греции не было замкнутой касты жрецов, не было и устойчивых религиозных догматов, что облегчало отделение науки, философии от религии. Мысль греческих мудрецов устремилась к свободному поиску первоосновы всего сущего, что имело решающее значение для возникновения в VI в. до н.э. античной философии, родиной которой были греческие полисы. Именно в богатых, быстро развивающихся ионийских городах Малой Азии, где рано начали выделяться творческие индивидуальности, создались наилучшие предпосылки для свободного поиска истины, для пробуждения интереса и любви к философии. Уверенность в собственных интеллектуальных силах, в своем праве самостоятельно открывать и провозглашать людям истину стали одной из предпосылок возникновения философии.
К числу этих первых мудрецов принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Парменид, Эмпедокл и др. философы. В этот период возникают большие достижения во всех областях экономической и духовной жизни, которые стали заделом для последующего развития, особенно в классический период.
Из философов классического периода остановимся кратко на некоторых философских взглядах Сократа, Платона и Аристотеля.
Сократ (470-399 гг. до н.э.) жил в Афинах и письменных трудов не оставил. Диалоги Платона и Ксенофонта - важнейшие источники для изучения деятельности Сократа как философа и воспитателя. Натурфилософии и естественным наукам Сократ не придавал значения. Его занимало в основном нравственное воспитание граждан. Философия призвана совершенствовать человека. Она в состоянии сделать это, ибо правильные поступки обусловлены истинным знанием, а добродетель можно воспитать. Предпосылкой истинного знания является самопознание, в особенности понимание собственного незнания, невежества. Сократ заставлял своих собеседников искать истину путем постановки наводящих вопросов /майевтика/, тем самым, подводя их к самопознанию. Одновременно он требовал, чтобы они находили в самих себе это истинное знание. Сократ высказывал мысль, что каждый человек в равной мере способен к добродетели, ибо каждому дана возможность достичь мудрости.
Известно, что Сократ был приговорен к смерти по ложному об-винению и выпил по приговору суда чашу с ядом, несмотря на то, что друзья его отговаривали и предлагали устроить побег. Но Сократ не только в теории, но и в жизни следовал законам справедливости, он не изменил своим взглядам и последовал приговору суда.
Платон (427-347 гг. до н.э.) - один из выдающихся античных мыслителей. Потрясенный судом над своим учителем и смертью Сократа, он приложил все свои усилия к тому, чтобы разработать проект государства, основанного на справедливости. В 388-387 гг. до н.э. Платон основал в Афинах свою философскую школу - Академию. Учение о государстве, теория идей, этика и гносеология - основные составляющие платоновской философии, которые представлены в его диалогах.
В своих размышлениях Платон пришел к выводу о существовании двух видов познания: чувственного восприятия, на почве которого возникают лишь мнения, и умопостигаемого познания (понятийного мышления и интуиции), дающего подлинное знание. Согласно Платону чувственное восприятие дает нам знания об эмпирическом мире, а умопостигаемому познание - знание о мире идей.
Учение Платона о государстве тесно связано с этикой. Основной идеей его сочинения «Государство» является идея справедливости, создание идеального политического строя. По Платону человек не может жить вне общественно-политической жизни. Государство состоит из сословий: правителей, стражей и т.н. третьего сословия, куда входят крестьяне, ремесленники, торговцы и т.д. По Платону, каждое сословие должно заниматься своим делом, в совершенстве владеть своим мастерством ^есИпе). Основное разделение сфер деятельности определяется назначением каждого сословия. Так, философы-правители управляют, стража призвана охранять государство от внешних и внутренних врагов, а крестьяне и ремесленники должны производить материальные блага, как для себя, так и для первых двух сословий. Соответствующими этическими добродетелями сословий является мудрость, мужество и послушание. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей и создает справедливый государственный строй.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы. Ари-стотель 20 лет пребывал в платоновской Академии в качестве ученика, слушателя и преподавателя. После смерти Платона оставил Афины, путешествовал, затем стал учителем А. Македонского. В 335 г. основал учебное заведение в Ликее (Афины). Обучение происходило во время прогулок («перипата»), благодаря чему его школа получила свое название.
Для Аристотеля человек - синтез Вселенной, микрокосмос, в котором сходятся энергии с самых отдаленных концов мира. Человек - высшая цель, прекраснейшее из прекраснейших творений.
Поставив человека на вершину лестницы творений природы, Аристотель ясно указывает нравственную задачу: с одной стороны, человек не должен опуститься до низших ступеней, с другой - так как он еще не достиг совершенства, он должен иметь в виду свою цель и стараться достичь ее.
Мораль понимается Аристотелем как очищение души. Конечная, абсолютная цель человека - счастье. Счастье человека - совокупность, сумма всех благ, находящихся в соответствии с его природой; это практическая деятельность души в согласии с разумом.
Аристотель подчеркивает большую роль государства в воспитании гражданина. Нужно учить добродетели не теоретически - словами учителя, а практически, примером. Нравственность гражданина - основа нравственности государства. Цель государства - счастье граждан, но не отдельных индивидов, а всего общественного целого. Всякое устройство государства может быть хорошим в соответствии с особыми условиями жизни данного народа. Законы
- душа народа, и каждый народ имеет такие законы, каких заслуживает.
Главная задача государства - дать гражданам нравственную жизнь, приучить их к добродетельным поступкам; поэтому, существенной функцией государства является воспитание; к его усилиям должно присоединиться и искусство, обязанность которого - очищать страсти, возвышая душу до наслаждения идеалом.
Наука. Наука как систематизированный опыт и целенаправленное исследование закономерностей природы и общества была основана греками. В целом для духовной ориентации греков, были характерны следующие богатые последствиями тенденции: - наличие бескорыстного интереса к жизни и нравам чужеземных стран и народов; - стремление к объяснению мира из него самого, рационалистическая трактовка природы и общества; - желание представить мир в виде сочетания наименьшего числа простых элементов. Отдельные научные дисциплины, первые шаги к образованию которых были сделаны пифагорейцами и Демокритом, а затем софистами, формируются в эпоху эллинизма. Около начала нашей эры возрастает преклонение перед авторитетами, ознаменовавшее начало застоя античной науки. Самостоятельным достижением римлян была только юриспруденция; прочие науки Рим заимствовал у греков с учетом их практической приложимости. Крупнейшими учеными эпохи эллинизма были греки Архимед, Евклид, Птолемей, Эратосфен, Гален, Диофант.
Театр /греч. место для зрелищ, зрелище/. Начиная с конца VI в. до н.э. в Афинах ежегодно ставились трагедии, комедии и сати- ровские драмы. Подобные представления были известны и в других городах Греции. Наиболее широкое распространение получила трагедия /греч. - песнь козлов/. Предшественником трагедии считался дифирамб, который стал произведением хоровой лирики, исполнявшийся хором певцов одетых в костюмы сатиров. Начиная со 2-й половины VI в. до н.э. дифирамбы исполнялись в Афинах на празднике Великих Дионисий. Феспид первым использовал наряду с хором одного актера-декламатора, дававшего пояснения по ходу представления, создав предпосылку для диалога. Позже Эсхил ввел второго, а Софокл - третьего актера-декламатора. Так стало возможным драматическое действие, независимое от хора.
В Афинах ежегодно по праздникам в честь Диониса проводились состязания поэтов, во время которых исполнялись трагедии. Каждый день исполнялась тетралогия одного автора, состоящая из трех трагедий и одной сатировской драмы. Основу драм составляли мифологические сюжеты, драмы же на основе современных сюжетов авторы ставили редко. Начиная с Софокла, сюжетное единство тетралогии перестает быть необходимым условием. По окончании празднеств жюри оценивало произведения и распределяло награды.
Предпосылкой для расцвета трагедии как жанра искусства явилась демократия полисов. Своего апогея греческая трагедия достигла в произведениях Эсхила, Софокла и Еврипида. Для этих поэтов характерно глубоко гуманистическое толкование актуальных проблем и событий, которые через мифологические сюжеты нашли отражение в трагедиях этих авторов. В идейном содержании дошедших до нас драм отразилось также развитие демократии в полисах. В последующие века эти трагедии ставились регулярно, постепенно становясь классическими. Благодаря этому творения Эсхила, Софокла и Еврипида хотя и не полностью, но все же дошли до нас. Жанр трагедийной поэзии существовал и в IV в. до н.э., однако сохранились лишь явно подражательные трагедии. Это было характерно и для римской трагедии, которая перелицовывала греческую трагедию, изменяя несколько сюжет, в результате чего получалась эклектика. И чаще всего сами греки были создателями римских трагедий, комедий и т.д.
Из всех литературных жанров античности трагедия оказала самое большое влияние на мировую литературу. Форма освоения трагедийного драматического наследия античности включают в себя максимально приближенную к оригиналу постановку и адекватный перевод, заимствование сюжета и использование драматической структуры, свободную обработку /Брехт/ и музыкальное переложение /Мендельсон и др./.
Изобразительное искусство. В первую очередь мы будем говорить о скульптуре, получившей наиболее глубокое развитие в Древней Греции. В архаику возникает архаическая скульптура, т.н. куросы и коры, отличающиеся некоторым схематизмом, застывшими формами и натурализмом. Правда, лица их освещались так называемой архаической улыбкой. В начале V в. до н.э. возникает «суровый стиль». Создатели его Калон, Главкиад, Агелад, Пифагор и др. Лучший образец этого стиля - мраморная скульптура, украшающая фронтоны храма Зевса в Олимпии (70-е гг. V в. до н.э.).
Полноты классического совершенства греческая пластика достигла во фризах Парфенона, созданных несколькими скульптурами под руководством великого Фидия в 50-40 гг. V в. до н.э.. Идеал человеческой личности воплощен Фидием в больших культовых статуях Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Фигура богини высотой 12 метров выполнена из слоновой кости и золота и стояла внутри храма Парфенон. Мягкий, глубоко человеческий взгляд бога Зевса заставлял всякого, кто пришел в его святилище в Олимпии, позабыть на время заботы и приобрести надежду.
О Мироне и Поликлете мало что известно. В творчестве каждого из них общие принципы классического искусства реализованы по-разному. Мирон был немного старше Фидия. Бессмертную славу принес ему «Дискобол». Если сравнить это произведение с архаическими «Аполлонами», то сразу видно как далеко ушло искусство за 100 лет. Эта фигура атлета, передающая силу и уверенность, движение в момент наиболее сильного напряжения физических и духовных сил. Но они у Мирона уравновешены, успокоены.
Третьим великим скульптором был Поликлет из Аргоса, работавший некоторое время в Афинах. Творчество Поликлета - это совершенство человеческих пропорций. Установленный им канон более 100 лет господствовал в греческом искусстве, пока ему на смену не пришел новый, открытый скульптором Лисиппом. И Фидий, и Мирон, и Поликлет изображают людей идеальных, какими они должны быть, соединяя в себе физическое и духовное совершенство.
На смену величавости, достоинству, серьезности скульптуры V в. до н.э. пришли в IV в. иные идеалы. Общество и человек изменились. Не было уже той гармонии между обществом и человеком.
И если раньше человек выступал как представитель общества, а человеческая боль, страдание не учитывались, то в четвертом веке и боль, и страдание, и другие чувства начинают изображаться. Этот принцип присущ творчеству Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Для статуй Праксителя характерны плавные, гибкие линии. «Афродите Книдской» присуща та же плавность линии, но уже совершенно другое выражение лица. Это произведение стало прообразом дальнейших изображений богинь любви. «Отдыхающий сатир» наполнен негой и наслаждением, он стоит в позе, несколько превышающей изгиб красоты. Это воистину воплощенная в образе красота и изящество, наслаждение солнцем и жизнью.
Великолепный скульптор IV в. Лисипп оставил потомкам прекрасный бюст А. Македонского (около 320 г. до н.э.), «Отдыхающего Гермеса» и др. Он разработал новый пластический канон. Статуи Лисиппа и его учеников заметно отличаются по своим пропорциям от предшественников. У атлетов Лисиппа очень длинные ноги, тонкий изящный стан и совсем небольшая голова. Так сложился новый пластический идеал красоты, наиболее полно воплощенный в фигуре «Апоксимена», сравнивая это произведение с «Дорифором» Поликлета, Лисипп говорил: «Поликлет представлял людей такими, каковы они на самом деле, а я такими, какими они кажутся». Новым в скульптуре Лисиппа были не только легкие пропорции фигур, но прежде всего невиданная свобода в изображении объемов человеческого тела. Лишь теперь произведения скульптуры становились действительно трехмерными, пластически совершенными.
Творчество Лисиппа оказало влияние на эллинистическое изо-бразительное искусство. Достаточно привести такие произведения как фриз Пергамского алтаря (II в. до н.э.), «Афродита Милосская» (II в. до н.э.), «Лаокоон» (I в. до н.э.).
В целом же оценивая все то, что создали греки нельзя не вос-хититься силой и многосторонностью их творческого гения. Он дал миру Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Мирона, Фидия, Софокла, Поликлета и т.д. Он создал Акрополь, науки, философию, демократию. Очевидно, здесь наиболее полно проявились возможности народа, который положил в основу своей жизни свободу. Именно они способствовали появлению такой богатой культуры и рождению такого количества гениев.
Таким образом, античный мир оставил нам в наследство высокую, жизнеутверждающую культуру и искусство. Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной европейской культуры.


Понравилась статья - Духовная культура Древней Греции (философия, наука, искусство) и её мировое значение, читайте также:

Купить кабель вббшв в городе Москва недорого.
Добавление комментария

Ваше Имя:

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера